Проводка без распределительных коробок. Расключение в подрозетниках без распределительных коробок. 

В этой статье мы поговорим с вами о распределительных коробках, нужны ли они, так ли важны они в проводке и можно ли обойтись вовсе без них. Для обеспечения соединений и ответвлений в линиях мы используем распределительные коробки. Но к ним необходимо обеспечить доступ. Как же поступить, если мы не хотим портить интерьер крышками распределительных коробок? Выход из ситуации есть всегда. О нем мы и продолжим нашу тему.

Расключение без распределительной коробки

В первую очередь давайте вспомним из предыдущей статьи, что же такое распределительные коробки, какую функцию они выполняют в монтаже электропроводки. Все очень просто. В распределительной коробке мы осуществляем коммутацию кабелей. Большинство соединений и ответвлений выполняется именно в распределительных коробках, по крайней мере, в 95% случаев это делается именно в них. Допустим, в нашей комнате имеется несколько розеток: под телевизор, для рабочего стола и бытовая для пылесоса. Для того, что бы развести электропроводку по этим розеткам, расположенным в разных частях комнаты, нам необходимо сделать ответвления от питающего кабеля, идущего из щита. Приходя из щита, он может войти в розетку для телевизора, потом в розетку для рабочего стола и уже из нее попасть в бытовую розетку для пылесоса. Поступить можно по разному. Но в любом случае нам необходимо произвести расключение для того, чтобы привести питание на каждую из розеток.

Как же нам поступить в этом случае? Сначала давайте разберемся схематично, каким образом мы можем все это осуществить. Самый очевидный и простой вариант, когда мы в распределительной коробке на каждую розетку пустим свой кабель.

Расключение без распределительных коробок

Чем же хорош такой способ? Распределительная коробка у нас одна, все расключения мы произвели в ней, доступ нам нужно сделать только к одной распределительной коробке. Но кабеля в данном случае уйдет самое большое количество.

Можно поступить следующим образом

Расключение без распределительных коробок

В таком случае, если розетки разнесены достаточно далеко друг от друга и кабеля нам жалко, мы делаем две распределительные коробки. Но доступ уже требуется обеспечить к каждой из них. У нас теперь два места с коммутацией, а их желательно делать как можно меньше.

Оба вышеупомянутых способа имеют право на жизнь и практикуются сплошь и рядом из разных соображений. Каждый оправдывает свою работу по своему. При качественном соединении в самой распределительной коробке можно делать любым вышеописанным способом.Расключение без распределительных коробок Главное, не следует забывать о том, что к любой распределительной коробке по правилам должен быть доступ в любое время. Не важно за шкафом она или просто на виду — доступ должен быть всегда. А если у вас их 10 на комнату, а комнат у вас 5 штук? Милые кружочки по всей квартире. На них конечно можно нарисовать смайлики и радоваться жизни, но это не самый лучший из возможных выходов. Особенно поверх дорогой и красивой венецианской штукатурки, как их не стилизуй, а все равно видно, что там в стене кто то что то спрятал.

И это мы затронули только розеточные группы, а у нас еще есть освещение, с которым тоже без коммутации ну никак не обойтись. Нам нужно подключить и люстру, и споты, и светодиодную ленту, все это из одного места, несколькими клавишами. Да и группа освещения редко заканчивается на одной комнате, значит питающий кабель двинется у нас и дальше, в соседнее помещение.

Расключение без распределительных коробок

Получается что и в освещении не обойтись без коммутации проводов, а где их производить как не в предназначенной для этого распределительной коробке.

В розеточной группе мы можем поступить проще и пустить всю нашу электропроводку шлейфом через все розетки, но опять же, нормы нам это сделать позволят с некоторыми отступлениями. Все соединения должны производится качественно и в соответствии с требованиями и тут мы снова упираемся в распределительную коробку. Где как не в ней нам грамотно все это скоммутировать?

Делая проекты на электромонтаж в квартирах, я стараюсь строить электрическую сеть таким образом, чтобы коммутаций был возможный минимум. Лучшим вариантом был и остается тот, в котором их нет вообще, но он редко достижим в наше время. Растущее число потребителей диктует свои правила. Даже около журнального столика, стоящего возле кровати, многие хотят видеть не менее двух розеток и это только с одной стороны кровати. Я уже не говорю про компьютерные столы и рабочую поверхность кухни, где количество розеток в одной группе нередко переваливает за 8-10 штук. В таких условиях без распайки обойтись практически не возможно. Лучшим вариантом будет когда кабель вышел из щита и закончился розеткой, но это можно осуществить в большинстве случаев лишь в группах, питающих, например, кондиционер. Тут все просто — Кабель вышел из щита, пришел в клемную колодку кондиционера и все. Нет никаких дополнительных коммутаций. Идеально, что тут сказать. Но мы же не будем прокладывать из щита в каждую розетку свой кабель. Тогда наш щит будет претендовать на серьезную роль в интерьере. А вот такие потребители как теплый пол, кондиционер, стиральная машинка, духовой шкаф, плита, бойлер заслуживают индивидуального кабеля и автомата в щите. Но что же делать со всем остальным? Давайте разбираться. Ведь без коммутаций нам не обойтись никак.

Расключение без распределительной коробокиИтак розетки. Мы можем пустить их шлейфом. Что представляет из себя подобный способ коммутации? Все очень просто, питающий кабель приходит в первую розетку, расключается в ней, потом в следующую и так до тех пор, пока не кончатся розетки в группе. Стоит все же заметить, что чем их в группе будет меньше — тем лучше. Проектируя электрическую сеть, эти моменты необходимо учитывать и найти золотую середину в количестве групп. С опытом этот процесс уже не составляет особого труда.  Итак шлейф.

 

Расключение без распределительной коробки

Вроде бы все просто, но в тоже время есть тонкости и правила. В большинстве розеток есть по две группы контактов: фаза вход, фаза выход, N вход, N выход и PE вход, PE выход. Казалось бы все просто и мы можем смело расключать наши розетки, используя имеющиеся контакты. Но! Согласно пункту 1.7.144 правил устройства электроустановок для PE (заземляющей жилы) мы должны сделать отдельное ответвление. Это значит, что мы не сможем просто воткнуть PE (заземляющую жилу) в вход и выход. Жила PE должна быть неразрывной на всем протяжении нашего кабеля. Если она коммутируется, то либо не разборным способом, либо так, чтобы разобрать можно было только со спец инструментом. К чему такие предосторожности? PE — защитный проводник, он защищает нас от поражения опасным напряжением, которое в случае неисправности может появится на корпусе прибора (розетки, щита и т.д.) Каждый проводник PE должен и обязан подключаться строго индивидуально. Каждый проводник под отдельный болтик или зажим. В том случае, если проводник PE будет подключен не качественно — может произойти его разрыв и весь смысл от этого проводника пропадает. Устройства, подключенные после оборванного проводника PE уже не находятся под защитой УЗО и могут поразить вас электрическим током. Именно поэтому расключение проводника PE должно быть выполнено самым тщательным образом.

На просторах нашего необъятного интернета можно встретить большое количество споров по поводу того, как производить подобные соединения. Есть теоретики, есть практики, есть те кто просто молчат, молчат потому, что нечего сказать или сказанное может их сильно понизить в ранге… Что таить, многие электрики закрывают глаза на такие моменты и производят монтаж как придется. Но это на их совести.

Как же правильно поступить? До определенного момента я считал, что если мы подключаем качественные электроустановочные изделия, в том числе и розетки, то мы вроде как можем использовать клеммную колодку самих розеток и не заморачиваться с дополнительными расключениями. Почему так думал? Клеммная группа сделана на заводе, производитель известный, качество изделий на высоте и значит сама розетка рассчитана на подобный способ расключения. Но не каждый заказчик приобретал розетки, качество которых не оставляло тени сомнения. Поэтому приходилось искать различные способы того, как произвести монтаж с максимальным качеством. Вариантов с одной стороны тьма, особенно если посмотреть на то, как извращаются коллеги по цеху. Что только не придумывают для того, чтобы сделать PE неразрывным, как только не стараются. В итоге процесс становится больше похожим не на электромонтаж, а на танцы с бубном. Смотрел я смотрел на все эти шаманства и подумал, что лучшим способом будет просто перенять отработанный способ расключения в распределительных коробках. Преследовалась в конце концов одна цель — избавиться от распределительных коробок. Значит просто переносим их в подрозетники и вуаля. Заказчики довольны и твоя душа спокойна за качественно выполненный электромонтаж. В последнее время распределительные коробки в квартирах мы почти не используем.

Что же за способ расключения, который плавно перебрался даже на качественные, казалось бы, розетки. Ведь можно было расключать и так. Но пусть все будет одинаково, одинаково надежно. В конечном итоге за продукцию отвечает производитель, а за качество произведенных работ отвечает электромонтажник. Зоны ответственности на этом разделены и мы идем своим путем.

Итак розетки. Мы определились, что можем расключить их непосредственно в подрозетниках. И даже в этом у нас есть варианты и небольшой полет фантазии, куда же без нее в рамках ПУЭ. Есть несколько вариантов подобного расключения. Я для начала остановлюсь на том, которым предпочитаю расключать сам.

Расключение без распределительной коробки

Имеем три подрозетника. Представим что они установлены в стену, у нас же есть фантазия, а мне за столом удобнее показывать вам, как все это происходит. Мы предпочитаем прокладывать трассы так, что приходящий и отходящий питающий кабель приходят в средний подрозетник. Так сложилось уже давно да и подсобников лень переучивать, а ошибиться в таком варианте очень сложно. Итак, приходящий и отходящий кабель заходят в средний подрозетник. В момент прокладки оставляем хороший запас, а в процессе расключения отрежем лишнее и оставим по 10 — 12. Мне обычно достаточно этого и для комфортного расключения и укладывать их после не проблема. Средний подрозетник мы берем увеличенной глубины, ведь практически все стены по толщине без проблем позволяют его установить. Кто то скажет что в бетоне долбить такую глубину не сахар. Соглашусь, но в противном случае плюсом к подрозетнику вам придется долбить на высоте бетон под распределительную коробку, так что не ноем, ставим углубленный. Он нам нужен для того, чтобы скомутировать между собой 5 кабелей: приходящее питание, уходящее питание, правая розетка, левая розетка, средняя розетка. Звучит страшно, но как всегда, только в первый раз. Дальше проще, берем и делаем.

Расключение без распределительной коробки

Расключение без распределительной коробокиСоединияем все как положено. В распределительных коробках для розеток все проще некуда — как у дочки в игрушках, фаза к фазе, PE к PE, N к N. С виду получается достаточно массивная конструкция, но сделав два три таких подрозетника, вы научитесь аккуратно укладывать все на дне подрозетника без проблем. Мы делаем все соединения гильзами ГМЛ. В зависимости от количества жил, которые необходимо соединить, подбираем и размер гильз. Обжимаем гидравлическим ручным прессом. Хотели приобрести ручной пресс того же КВТ, но от добра добра не ищут — имеющийся опресовывает просто чудесно.

Небольшая сноска. При использовании качественной фурнитуры (розеток) можно так не заморачиваться и не разводить фазу, N и PE, на каждую розетку, опресовав гильзами. Вполне достаточно опресовать и на каждую розетку развести PE. Мы же в основном делаем так, как показано на фото. Так сложилось, так срослось. Все равно делать, так почему же сделать не хорошо, а очень хорошо?

Если группа из 4 розеток, то в крайней, в одном из подрозетников, повторяем процедуру, то есть опресовываем тот что пришел из среднего, тот что уйдет в четвертый подрозетник и не забываем добавить для подрозетника, в котором производим расключение.

Расключение без распределительной коробки Расключение без распределительной коробки

Термоусадка наше все. Кому не лень могут поизвращаться изолентой. И в итоге мы имеем подрозетник, в котором полностью распаяны концы на три розетки. Все вполне уложилось на дно и места осталось как в стандарном подрозетнике. Далее просто устанавливаем розетки.

Моего любимого шнайдера не оказалось на складе и в воздухе тихо повис вопрос «Кто пойдет за Шнайдером». Наша дружная компания дружно сделала вид что молчит и спустя 5 минут мне на стол положили нечто вполне приемлемого качества. Правда клемник не под винт, а аля ВАГО. Не очень их люблю, один бог знает что заказчик воткнет в розетку, хотя написано на них 16 А. Ну что ж, для примера не беда, расключим их.

Расключение без распределительной коробкиРасключение без распределительной коробки

Вот в общем то и убрались три наших замечательных розетки, кабель ложится хорошо, остается вполне приличный запас по месту — можно было бы засунуть еще что нибудь, но не будем. Розетки бывают разные по глубине.

Расключение без распределительной коробки

На ВАГО подобные соединения я бы категорически не рекомендовал делать. Я ничего не имею против конкретно самих ВАГО, просто применять их, как я считаю, правильнее будет для групп освещения. Хоть и держат они заявленные 20А, но на рынке, во первых, много подделок, а во вторых, автоматы на розеточную группу я рекомендую ставить 16А и не более. Ток сработки у них более 20А, вроде бы все рядышком и авось повезет, но лучше не рисковать. Как спорят многие на просторах интернета, что и добавить в такую распайку не добавишь ничего и лишнего она. Добавить без проблем — короним рядом отверстие для подрозетника, устанавливаем его и в том же порядке коммутируем. Никаких проблем нет, зато есть спокойствие и здоровый сон.

С освещением еще проще, кабель тоньше, коммутировать легче, сказка, а не жизнь. Рассмотрим на примере моего любимого выключателя Шнайдер. Нашелся только двухклавишный. Значит будет у нас в предполагаемой группе освещения два потребителя, на каждого по клавише. Дальше все просто. Земля у нас не коммутируется и мы пускаем ее под пресс, тоже самое с N проводником. Фазы коммутируем в зависимости от того, какая клавиша и что будет включать. Выключатель, что называется, сделан для людей. Все просто, грамотно, качественно. Я ранее заикнулся о том, что в осветительных группах мы можем использовать ВАГО, а сам все на гильзы, да на гильзы. Да, все на гильзы. Но Это мое ИМХО, люблю я спокойно спать.

Расключение без распределительной коробкиРасключение без распределительной коробки

 

 

Места как видим остается более чем достаточно. Поверьте помещаются все варианты расключения и еще остается местечко для парочки.

Расключение без распределительной коробки

Ну чтож, можно и итоги подвести.

Вариант коммутации в подрозетниках больше подходит для жилых помещений, где по многим причинам распределительные коробки не актуальны:

  • к распределительным коробкам необходим доступ, но не всегда мы можем сделать так, чтобы крышки распределительных коробок не нарушали внешний вид стен.
  • опять же по причине необходимости доступа нам намного выгоднее произвести расключение в подрозетнике. Для доступа к данной коммутации необходимо всего лишь снять розетку.
  • Достаточно серьезная экономия в кабеле, ведь он идет от одной группы розеток к другой, а не звездой от одной распределительной коробки, да и маршрут кабеля становится более очевидным.
  • Не проблема добавить розетки, перекоммутировать выключатель, произвести инспекцию соединения (вдруг кому-то даже при такой распайке спится не спокойно)

Расключение в подрозетниках можно производить используя подрозетники стандартной глубины, а так же подрозетники увеличенной глубины, которые в последнее время стали очень популярны на рынке установочных изделий. Мы предпочитаем совмещать и стандартные и глубокие по необходимости. Иногда возникают ситуации, когда распайка получается достаточно большой и даже в глубоком подрозетнике не остается места для розетки. Из этой ситуации есть очень простой выход. Мы используем углубленный подрозетник полностью, впоследствии просто вставляя в рамку заглушку. Получается и распайку сделали и с дизайном не напартачили.

А  дальше живем! Кому не терпится — откручиваем розетки и смотрим, как там поживают наши гильзы или ваги, у кого как. Потому что больше и делать ничего не остается, как только пользоваться качественно собранной электросетью без кружочков от распределительных коробок. На этом сегодня все.

Опубликовал | 2017-10-15T17:42:19+00:00 Февраль 24th, 2015|Электромонтаж|комментария 32

32 комментария

  1. Валерий 26.10.2015 at 02:28 - Ответить

    Доброго времени!
    Давно уже делаю безкоробочную проводку. Нареканий нет более 8 лет. Но есть небольшая проблема… 🙂 при встрече с электриками из профтехучилища, встречаю ярое сопротивление! во первых, такое не преподается, и во вторых, самое главное, каждая коробка стоит денег, и чем больше их будет, тем больше заработок. Это не смешно, но факт. А людям впарить можно многое.
    Валерий. пишите.

    • admin 18.11.2015 at 22:08 - Ответить

      Доброго времени суток Валерий!
      Соглашусь, не смешно. Зачастую монтажники впаривают распределительные коробки там где надо и там где не нужно, плюс еще и ценник на них задирают до небес. У каждого в этой ситуации свой путь и как кому зарабатывать кровные тоже дело каждого. А на счет того, что преподается — там много чего не преподают, это уже вопрос многолетнего опыта. Поработали бы они на аварийке ежедневно в поисках распределительных коробок, наглухо замурованных в стены))))))

  2. Дмитрий 14.03.2016 at 09:31 - Ответить

    Добрый день! минусы: в гильзах медь чернеет ,плюс нагрев охлаждение-контакт ухудшается тем выше нагрев .(нужно паять или сваривать или вага).термо усадка ГОРИТ !!!!!! и одного слоя мало!!! WAGO негорит не плавится есть новые серии малогабаритные если выгорит розетка всё поплавится!!!!один большой минус!!!! первая группа контактов особенно!!!

    • admin 14.03.2016 at 09:52 - Ответить

      Добрый день Дмитрий. Часто ли вы делали капитальные ремонты в многоквартирных домах, которые построены 30-50 лет назад? Мы в данный момент проводим капитальный ремонт в трех таких домах. Распределительные коробки выполнены методом опресовки, ВСЕ. Сгоревших распределительных коробок нет. Живет себе проводка если ее не трогают руками. В данном случае имеет огромное значение грамотно выбранная защита — автоматика в щите. По поводу термоусадки — она бывает разная, поиск приведет вас к нужному продукту. А на счет не горящих ВАГО, Это вы повеселили с утра пораньше, они не просто горят, замечательно, с удовольствием горят. Мы не против их применения, но только в местах где возможен беспрепятственный доступ для осмотра и обслуживания.

  3. Алексей 24.03.2016 at 23:22 - Ответить

    Здравствуйте! Отличная статья, многое стало понятно! Мне предложили схему проводки используя соединение в подрозетниках, опасался. После прочтения Вашей статьи многое понял. Извините, только одно не понял, а зачем Вы из блока розеток используете выходящее питание??? Я думал — пришел кабель, вы его нагружаете тремя розетками соединенными параллельно, так? А зачем обратно еще один кабель уходит? В каждой скрутке по четыре провода должно вроде быть…Извините, если можно объясните! Спасибо!

    • admin 25.03.2016 at 12:31 - Ответить

      Добрый день Алексей, мы рады что наша статья стала для вас полезной.
      В каждой скрутке должно быть по 3 провода.
      1 — пришло питание
      2 — ушло на розетку
      3 — пошло на следующую розетку в этой рамке (если их например 2-3-4), либо пошло на следующую розетку, не находящуюся в этой рамке розеток, но находящуюся в той же группе.

  4. Алексей 25.03.2016 at 14:13 - Ответить

    Аааа, понял. Выходящее питание, это для следующей группы розеток. Если бы дело ограничилось только этими тремя розетками, то входной кабель был бы один и никуда дальше не шел, так? Еще такой вопрос возник, можно ли хотя бы косвенно судить о уровне профессионализма того или иного электрика, узнав каким образом он будет соединять провода в распредкоробках и какими будет пользоваться инструментами (простая скрутка, скрутка с пайкой, вот Вы гильзами пользуетесь, есть ли у него ручной пресс, в каких то случаях зажимы Ваго)?

    • admin 25.03.2016 at 16:08 - Ответить

      Да вы правы, если этой розеткой дело закончилось то и выходного кабеля бы не было.
      По поводу профессионализма:
      ВАГо использовать можно, но лично наше мнение исходя из опыта таково, что использовать их можно в группах освещения и других с подобной, не высокой нагрузкой в случае, если к распределительной коробке имеется доступ.
      Просто скрутка запрещена в принципе. Соединение должно фиксироваться, пайкой, сваркой, гильзой, ВАГО, СИЗ, чем угодно, но фиксироваться должно. Если вам делают просто скрутку на изоленте — лучше от подобных услуг отказаться.
      Опрессовка ручным или гидравлическим прессом не имеет принципиальных между собой различий и может использоваться как первый так и второй инструмент. Механическая опрессовка в расключении именно распределительных коробок мне видится более удобной без потерь качества.

  5. владимир 26.03.2016 at 09:32 - Ответить

    Спасибо за статью! Очень правильное и точное мнение о опрессовке гильз. Кабельная жила круглая и в клемнике wago не будет плотного контакта. От туда и нагрев и т.д. сам жду новый квт пгрс70

    • admin 26.03.2016 at 11:11 - Ответить

      Спасибо! Клеммники ВАГо имеют свое законное место и достаточно удобны в монтаже освещения, мы всегда используем их в коммерческих помещениях, где всегда есть доступ к распределительным коробкам.
      Пресс отличный, мы тоже его приобрели!

  6. Алексей 27.03.2016 at 17:26 - Ответить

    Извините, а Вы не могли бы ответить на такой вопрос: «Можно ли в одной скрутке скручивать 4 провода?» А то у меня по расчетам в комнату приходит входящий кабель и нужно на него повесить в распредкоробке три провода от разных групп розеток, можно ли так делать?

    • admin 27.03.2016 at 22:41 - Ответить

      Алексей, Можно и более при условии качественного соединения

  7. Максим 02.06.2016 at 16:02 - Ответить

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста на одну нитку 2,5 мм2 сколько розеток возможно повесить. 10 розеток: 5 рабочее место т.е. комп, 2 ТВ, и 3 по комнате. Возможно такое, соединения как в статье. Спасибо.

    • admin 02.06.2016 at 19:16 - Ответить

      Здравствуйте Максим
      В данном случае не корректно будет говорить о количестве розеток. Правильно будет посчитать их общую нагрузку и уже дальше вести от этой цифры расчет. Так как и в одну розетку можно воткнуть мощного потребителя который выберет весь ресурс кабеля. Но в целом, если вы не будете там кипятить чайник и одновременно втыкать в розетку обогреватель — ваш расчет условно верен.

  8. Максим 03.06.2016 at 01:10 - Ответить

    Речь идет о комнатных розетках, нагрузки небольшие. Все бытовые приборы на кухне, там три группы из двух розеток к которым свои линии. В зале 15 розеток, тут как минимум две линии кину. Еще вопрос: есть блок из розетки и выключателя двухклавишного. Сюда приходит и уходит питание розетки, а также приходит и уходит питание на выключатель и два кабеля к потребителям. Итого 6 кабелей в одной штробе. Это допустимо? Спасибо.

    • admin 03.06.2016 at 01:11 - Ответить

      Тогда все нормально. Нагрузки допустимые.

    • admin 03.06.2016 at 01:14 - Ответить

      Нет ограничений по количеству кабелей в одной штробе. К щитам порой спускается в одной широкой штробе по 40-80 хвостов.

  9. Валерий 22.10.2016 at 20:14 - Ответить

    Доброго времени! Спасибо админ, что понимаешь темы! Хочу поднять ещё парочку. Вопрос касается опять таки распределительных коробок… Есть небольшая ошибочка в раскладе коробки. Обычно расчитывают например так, — на коробку приходит три кабеля розеточных (стандартно — 2,5 квадрата) и два осветительных ( от 1,5 и ниже). Суммируют средние нагрузки (даже по коэффициенту использования) и решают ввести в коробку 4 квадрата (или 6) и автомат 32А. Логически вроде правильно. Вот здесь и кроется ошибка! Ведь по сути обычный автоматический выключатель защищает не человека, а кабель (кабеля) заложенные в стенах от короткого замыкания. Что же получается? Пошла перегрузка по осветительному кабелю (0,5 например), а биопластина автомата молчит! Пока не сплавится и не будет короткого?
    Вывод прост! Использовать для коробки один вид кабеля (на ввод и выход) и соответствующий автомат. Розеточный 2,5 — макс. 25А и ниже, осветительный 1,5 — макс 16А и ниже.
    Логично?
    Тогда мы приходим к раздельным коробкам — розеточным и осветительным. Следовательно к увеличению числа коробок. Это ещё один пунктик в защиту бескоробочной прокладки.
    Не забывайте, что все розетки (обычные) расчитаны на 16А. Значит первая розетка в группе самая нагруженная.
    Молчу об отдельных автоматах для кондиционеров, варочных поверхностей, бойлеров и др.
    С уважением, Валерий.

    • admin 22.10.2016 at 22:43 - Ответить

      Здравствуйте, Валерий.
      Осветительные и розеточные коробки в принципе всегда раздельные. Мы не расключаем в одной распределительной коробке разные группы потребителей. В случае монтажа с расключением в подрозетнике заморочек меньше, Но не везде так получается.
      Плюс, уточню, автоматический выключатель защищает не только от короткого замыкания, автоматический выключатель так же работает на перегруз по току. Это значит что автоматический выключатель, номиналом в 16 А не сразу сработает при нагрузке в 20 А, а если нагрузка кратковременна, то может и вообще не сработать на такой ток. Временные пороги срабатывания можно посмотреть в характеристиках автомата, в большей мере они зависят от класса автомата.

  10. Валерий 22.10.2016 at 20:32 - Ответить

    Есть ещё один момент, чисто практический. Применяли двухсторонние клеммы (с двумя зажимными винтами). Через год, на одном объекте, при замене трансформаторов на потолках, было ощущение, что клеммы никто не зажимал. Хотя сам лично это делал. Вывод прост — резьба отпускается со временем. И это нехорошо.Белые мягкие клеммы вообще исключили из работы. Оранжевые на 50%. Выход нашли на концевых клеммах. Удобная штука и резьба зажимная. Но не Ваго! Правда, будучи в Питере не нашел таких в продаже (я с Одессы). У нас их называют моршеты. Хорошая штука, удобная. Дарю поставщикам идею.
    С уважением, Валерий.

    • admin 22.10.2016 at 22:45 - Ответить

      Винтовые соединения требуют контроля и периодической подтяжки, так как со временем ослабевают. Такие соединения в мы стараемся либо не использовать вовсе, либо применять в местах с прямым доступом.

  11. Валерий 23.10.2016 at 01:12 - Ответить

    контроль после сдачи объекта не всегда уместен.

    • admin 23.10.2016 at 13:55 - Ответить

      Срок предоставляемой гарантии не отменяет ПУЭ 😉

  12. Валерий 23.10.2016 at 01:14 - Ответить

    исключение — он на гарантии минимум пол года. зима — лето

  13. Валерий 28.10.2016 at 01:55 - Ответить

    Доброго времени!
    насчет автоматов полностью согласен. Поэтому и ухожу (специально) на более низкие номиналы. наверное вопрос исчерпан.
    Был как-то на презентации Хагера, море вопросов вплоть до умного дома.. Один из вопросов был по поводу автоматического выключателя. Имеет ли значение ввода сверху (как принято) или снизу. Задумались и ответили, что главное в автомате разрыв цепи… а та часть, которая остается под напряжением, значения не имеет. Получается, что распределение можно производить как снизу, так и сверху!
    С уважением, Валерий

    • admin 28.10.2016 at 07:45 - Ответить

      Добрый день, так и есть, в автоматическом выключателе не имеет значения сверху или снизу подключать нагрузку.

  14. Александр 27.11.2016 at 23:47 - Ответить

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как вы поступает, когда в одной группе есть и розетки и выключатели освещения (например прикроватная группа — розетка для телефона, проходной выключатель основного света и выключатель прикроватного светильника). Кабели к розетке и освещению ведете в одной штробе? Заводите кабели в один подрозетник или в разные? Коммутацию выполняете в одном глубоком подрозетнике или делаете два глубоких?
    Спасибо.

    • admin 28.11.2016 at 10:47 - Ответить

      Добрый день, Александр. Каждая группа расключается в своем подрозетнике, заводится так же в свой подрозетник. Штробу можно и одну сделать, достаточного для укладки кабеля размером и глубиной.

  15. Марина 06.12.2016 at 11:03 - Ответить

    Меняем проводку.Распределительных коробок не ставили,кабель просто замуровали в стену под штукатурку.Правильно ли это?

    • admin 06.12.2016 at 20:42 - Ответить

      Добрый день, Марина. Если вы места соединения кабеля замуровали в штукатурку, то это не правильно. Соединение должно выполняться исключительно в распределительных коробках или подрозетниках.

  16. Роман 14.12.2016 at 04:40 - Ответить

    Доброго времени суток. хорошая статья для начинающих электриков и их же начинающих «контролеров»-заказчиков. но…. : 1.гильзы никак не подходят для долгосрочной коммутации (именно коммутации проводников такого маленького диаметра). 2.термоусадка (опять же размер…) абсолютно не может быть механической защитой для такого соединения. Дальше… в статье упоминается о некачественных клеммниках…. так вот — со всем уважением.. но купить НЕмедный кабель и соединить его НЕмедной гильзой гораздо проще(и на практике чаще…увы…) чем попасться в магазине на бракованый(или просто «левый») клеммник.
    о WAGO….. 8 лет назад монтировали периметральное освещение предприятия. кабель ВВГ 10х2.5 в металлических перфорированных лотках, установленных просто на бетонном заборе(длина около 400 метров). через каждые 2 секции забора прожектор со встроенным датчиком движения. соответственно под каждым прожектором — коробка. большая — 150х200х100, хорошая ИЕКовская коробка, со всеми прокладками под крышку и гермовводами… умело привязанная чем попало вверх дном к перфолотку через неумело проковыряные дырки на основании. кабель проложен в том же духе — кусками — от коробки до коробки, и еще хвост от прожектора (к слову сказать меньшего сечения — там 3х1.5 был) НО все в гермовводах…. задача стояла подключить лампочки 1 через 2, чтоб не сильно линию просаживать, на 380. и выделили на сие мероприятие 2 ведра разношерстных wago-вских клемм с плоско-пружинным зажимом. и даже термоусадки/изоленты не дали…. я собирал в глубокой печали…очень удивился, что свет горит, когда через неделю сами лампочки привезли…..а вот линия по сегодня работает….
    Вывод: сварка и только сварка! кстати никакого дорогостоящего или т.п. там не нужно, и места в установочной коробке займет не больше чем гильза. зато гарантия на соединение — пожизненная. (ну, лет 30-40 можно давать смело)
    P.S. нравится вам термоусадка — а здоровье. но на сэкономленные на гильзах (а также т/усадке и обжимке) финансы лучше приобрести ХОРОШУЮ ДОРОГУЮ ИЗОЛЕНТУ.

    • admin 14.12.2016 at 11:19 - Ответить

      Доброго времени суток, Роман.
      Спасибо за ваше мнение и комментарий. Каждый использует тот способ, который считает оптимальным. За годы работы в электромонтаже, эксплуатации и аварийной службе мы накопили некоторые знания, которыми делимся на этом сайте. Право выбора конечно же оставляя за вами.

Оставить комментарий